В истории сестринского дела нашей страны и истории Мариинской больницы есть общие главы, которые оказали огромное влияние на развитие отечественной медицины.
История российских сестер милосердия началась в 1814 году, в петербургском Вдовьем доме для женщин, лишившихся средств к существованию, основанном императрицей Марией Федоровной. Благотворительность была делом, которому Мария Федоровна посвящала свое время и силы. По ее воле 24 малоимущие женщины из Вдовьего дома впервые начали работать именно в Мариинской больнице в начале 1814 года. «Всегда женщина к обхождению с больными попечительнее и нежнее», – писала императрица. Прежде в России в то время при больницах и лазаретах служили исключительно мужчины. Женщин в медицине не было вовсе, поэтому решение Марии Федоровны было поистине передовым.
В течение целого года «испытуемые» учились ухаживать за больными. В итоге 16 из них получили звание «Сердобольная вдова». В марте 1815 года они даже были приведены к присяге и получили особый знак из рук императрицы: золотой крест с изображением иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». С того времени в Мариинской больнице каждый день сердобольные вдовы дежурили бригадно, по две недели, и получали заплату за этот период в размере 5 рублей. Больница также выдавала работницам чай и лучшее питание. Они были призваны следить за порядком в палатах, за раздачей больным пищи, питья и лекарств, сопровождали докторов при обходах, слушали их распоряжения, учились медицинским приемам. Чтобы понимать необходимость того времени в медицинском персонале для ухода за больными, достаточно привести пример: по данным за 1881 год в Мариинской больнице на двухнедельное дежурство было отправлено до 600 сердобольных вдов!
Однако их усилий было недостаточно, требовались специальные знания, в том числе не только в помощи больным, но и в помощи раненым во времена Крымской войны и других вооруженных конфликтов. Спустя 56 лет с момента основания института сердобольных вдов, в 1870 году по инициативе баронессы Е.Н. Гейден и принцессы Е.М. Ольденбургской при активном участии С.П. Боткина была организована община сестер милосердия Святого Георгия («Георгиевская община»), целью которой стала подготовка высококвалифицированного медицинского персонала для ухода за больными и ранеными, а также создание клинической базы. Принимаемые в сестры милосердия также произносили присягу.
Возглавил общину доктор медицины, лейб-медик, ученик выдающегося русского терапевта С.П. Боткина Владимир Ясонович Алышевский, который всего через несколько лет, в 1884 году, станет директором и главным врачом Мариинской больницы. На этом посту он представил докладную записку «О мерах к улучшению медицинской части в Мариинской больнице», где, в частности, затрагивались меры по улучшению ухода за больными и увеличению числа сестер милосердия.
Таким образом, в Мариинской больнице повышается качество оказания медицинского ухода за больными; сестры милосердия, сменившие сердобольных вдов, неотлучно проживали в общежитии сестер на территории больницы, работали под руководством старшей сестры и долгие годы были основой среднего медицинского персонала больницы.
Многие сестры милосердия Мариинской больницы участвовали в различных войнах того времени, выполняя свой основной долг – помощь больным и раненым. Они выполняли свою благородную миссию во время Русско-турецкой войны (миссия Красного креста в Яссах 1877–1878 гг.), Русско-японской войны 1904–1905 гг. и, конечно, Первой мировой войны 1914–1918 гг.
Первая Мировая война («Великая война») ознаменовалась масштабными боевыми действиями, применением новых вооружений значительной поражающей силы, бронетанковой техники, массового использования автоматического оружия, первого боевого применения отравляющих веществ и так далее. Человеческие потери были колоссальны. На территории больницы для раненых были размещены два лазарета, многие сотрудники были мобилизованы. В Мариинской больнице помнят сестер милосердия Марию Жилину, Елизавету Сорокину, Людмилу Тимофееву и многих других, уходивших на фронта обеих мировых войн и возвращавшихся к работе в родной стационар.
После Октябрьской революции 1917 года 109 существовавших тогда общин сестер милосердия со штатом около 10 000 человек были упразднены и реорганизованы в госпитали и медицинские училища. Общество Красного Креста претерпело ликвидацию в 1917-м, признание в 1921 году и возрождение в 1925 году.
В первые годы становления Советского государства для обозначения сестер милосердия были использованы термины «красная сестра», «медтехник». Одной из причин называют желание отказаться от связанного с церковью термина «сестра милосердия». В последующем, к 1926 году, был сформирован институт подготовки среднего медицинского персонала с присвоением звания «медицинская сестра».
Отдельно в истории Мариинской больницы стоит период Великой Отечественной войны и подвига медицинских сестер и братьев, а также всех сотрудников стационара во время боевых действий и блокады Ленинграда. К 70-летию Победы была выпущена книга «Помним всех», полная воспоминаний о тех тяжелых годах и каждодневном подвиге всех, кто работал тогда в больнице. За годы войн был накоплен колоссальный, иногда горький, опыт, который поднял советскую медицину на новый уровень.
Однако сестры милосердия не исчезли: в 2012 году в Мариинской больнице постоянно работали десять сестер милосердия. В современности термин «сестра милосердия» означает добровольного социального работника, взявшего на себя уход за больными и ранеными в рамках так называемого «сестричества», осуществляемого Русской православной церковью. Такие добровольцы социального служения получают медицинскую подготовку и являются помощниками медицинского персонала.
В новое время современное сестринское дело – это целый комплекс наук, только изучив который, можно по праву называться «медицинской сестрой». Однако профессия медсестры – это еще и призвание; быть медсестрой – значит быть очень ответственным человеком и искренне стремиться помогать людям. По мнению врачей, на долю медицинских сестер приходится 80% заботы о пациентах. Эта профессия по-настоящему незаменима.
Мариинская больница сохраняет традиции прошлого и гордится, что стоит у истоков сестринского дела в России, бережно храня историю для грядущих поколений.
Полный текст статьи находится здесь
>>>