С каждым днем войны трудности жизни в Ленинграде усугублялись. 4 сентября 1941 на улицах города разорвались первые фашистские снаряды. В Ленинграде не стало грани между фронтом и тылом. 8 сентября 1941 Ленинград оказался в кольце блокады.
С 8 сентября 1941 года ряд врачей и медсестер были переведены на казарменное положение, они обеспечивались пищевым довольствием: 1 пачку папирос в день, 3 коробки спичек и 2 плитки шоколада в месяц.
Одно за другим выбывали из строя здания больницы. 19 сентября 1941 из-за прямого попадания бомбы полностью пострадали 4 хирургических отделения, приемный покой и туберкулезное отделение. Затем было разрушено здание ЛОР отделения. В это же время в результате попадания авиабомбы пострадали и выбыли из строя сразу 3 хорошо оснащенных лаборатории.
Больница лишилась отопления и освещения. Температура в палатах была ниже нуля. Весьма значительной была заболеваемость среди медицинских работников. Из-за нарушения терморегуляции температура тела снижалась до 36°-35°, а у некоторых людей до 34°.
Вышли из строя канализация и водопровод. Питьевая вода стала большим дефицитом, люди пользовались водой из рек и каналов города, возили ее на тележках, а зимой на санках. Каждое действие человека в это время было подвигом.
Именно голод стал основным и наиболее важным фактором, определившим судьбу населения Ленинграда. 20 ноября 1941 была установлена самая низкая норма на хлеб — 125 блокадных грамм.
В больнице им. В.В. Куйбышева вся свободная территория была занята под огороды, и в этот же период возникает идея использования технического казеина для питания — блюда не питательные, но создающие ощущение сытости. Из всех больниц приходили перенимать опыт приготовления казеина. Кроме технического казеина, использовались также альбумин, декстрин и клей.
Но не только в проблеме налаживания питания больных состояла задача врачей. Применялись и лечебные меры — введение глюкозы, переливание крови и др. В конце 1941 в Ленинграде появились больные с проявлениями цинги.
Росла заболеваемость среди сотрудников больницы. Так, 18 февраля 1942 по причине болезни отсутствовало 29 человек, 24 февраля — 56 человек и т.д. В приказах по больнице начинают все чаще встречаться фамилии умерших сотрудников.
19 и 27 ноября 1941 враг сбросил много зажигательных бомб по всей территории больницы, но сотрудники не допустили возникновения пожара. Ремонт был сделан силами больных.
18 декабря 1941 года очередной фашистский обстрел принес первые жертвы среди сотрудников больницы. Артснарядом выведено из строя крыло главного здания. В больницу поступало большое число раненых. В операционной подвального помещения, при керосиновом освещении, непрерывно работали врачи.
В 1942 году открывается кафедра госпитальной хирургии Ленинградского педиатрического медицинского института. Несмотря на все трудности, практические занятия на базе больницы продолжались.
Как и во все больницы города, в больницу им. В.В. Куйбышева поступало громадное число трупов людей, погибших от голода. Трупы лежали и в морге, и в соседних помещениях, и на дворе, они не вскрывались, а лишь регистрировались и направлялись для захоронения. В конце декабря 1941 морг больницы не мог вместить всех умерших за последние дни - их было больше ста.
1943 год был рубежным для больницы. Пройдя через тяжелые месяцы блокады и сохранив силы и огромное хозяйство больницы, коллектив продолжал работать. Продолжались и обстрелы города. В стационар после каждого артобстрела привозились пострадавшие.
Большие изменения произошли в стационаре в 1944 году — из больницы были выведены оперкойки, и весь коечный фонд больницы был передан для лечения гражданского населения.
Можно привести сотни примеров героизма и стойкости коллектива больницы, который в самые суровые моменты бесперебойно боролся за жизнь…